Споры с органами власти

    В своей деятельности граждане и организации постоянно сталкиваются с органами власти. Это могут быть как федеральные органы (например, Федеральная антимонопольная служба), региональные (например, правительство соответствующего субъекта РФ), а также органы местного самоуправления (например, администрации городов и районов). К сожалению, не всегда деятельность данных органов и их должностных лиц соответствует законодательству.

   В связи с чем, как на долю арбитражных судов, так и на долю судов общей юрисдикции приходится огромное количество споров граждан и юридических лиц с органами власти. Данная категория дел имеет свои особенности, о которых известно адвокату по административным делам. Пожалуй, одной из главных особенностей является распределение бремени доказывания. Так, частью 5 статьи 200 АПК установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Аналогичное положение закреплено и в КАС РФ.     Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

  Вместе с тем, заявитель или административный истец также может представить доказательства в обоснование своих требований, дополнительно аргументировать свою позицию.

   Другой особенностью данной категории дел является то, что суд или арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принявших оспариваемое решение либо совершивших оспариваемое действие (бездействие). Данное положение закреплено в частности частью 4 статьи 200 АПК РФ, а также частью 7 статьи 226 КАС РФ.

Споры с органами власти имеют и другие нюансы, которые необходимо знать для защиты Ваших прав и законных интересов.

  Опыт показывает, что правильной рекомендацией при споре с органами власти все же будет обратиться за квалифицированной юридической помощью к адвокату. Именно он поможет Вам определить перспективу обжалования того или иного нормативного правового акта, ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), грамотно изложить позицию в суде, совершить нужные процессуальные действия, а также, в случае необходимости, обжаловать соответствующий судебный акт либо решение вышестоящего органа или должностного лица.

 

Авторские права принадлежат С.А. Фоменко